Я не хуже других

Я не хуже других. За психологической помощью довольно часто обращаются люди, которые испытывают негативные эмоциональные переживания из-за сложности, а порой и невозможности,  свободно общаться с другими людьми. В этом контексте озвучиваются, примерно, такие жалобы:

  • Отказался от посещения новых компаний, мне там некомфортно и беспокойно.
  • В коллективе коллег я веду себя так, чтобы меня не замечали, не приставали с вопросами.
  • Не знаю, что говорить, если вокруг много людей. Боюсь сказать невпопад, не то, что от меня ожидают.
  • Очень стесняюсь произнести вслух свои мысли, мне кажется, что я скажу глупость, и надо мной будут смеяться.
  • Когда меня вызывает начальник, я так волнуюсь и боюсь, что теряю дар речи, хотя дело свое я знаю хорошо.
  • Часто чувствую себя лишним в компании людей.

Рассмотрим коротко вероятный сценарий работы с таким клиентом, например, работником большой компании. Работа психолога сводится здесь к выявлению возможных причин негативных переживаний человека, анализу особенностей в восприятии человека себя собственного и других в процессе взаимодействия друг с другом, оказание психологической помощи в осознании клиентом причин переживаний и путей решения проблем по запросу.  

Обычно затруднение в общении  людей связано с их личностными особенностями: мировоззрением, образом жизни, возможностью/невозможностью воплощать в жизнь свои намерения, понимание и принимание  ролей своих и других в личной жизни и социуме, с общим социальным вектором направленности. При выяснении причин, вызывающих серьезные эмоциональные потрясения, связанные с общением, считаю разумным частично опираться на данные показатели:

  • Чувствую себя глупее  и хуже присутствующих.
  • Кажется, что выгляжу просто ужасно, по сравнению с остальными.
  • Представляю себя двоечником на экзамене и ужасно боюсь негативной реакции людей  за сказанное или сделанное мною.
  • Не могу подобрать слова для выражения своих мыслей, все в голове путается и накатывает страх.
Сейчас читают:  Никогда не помогай слабым!

Однако, при проработке, например, «я глупее всех», или «я стесняюсь всех», человек затрудняется в объяснении того, что им понимается под этими конструктами. Для начала, разбираемся в том, может ли один определенный  человек быть глупее ( стеснительнее, хуже, страшнее, косноязычнее и т.п)  всех присутствующих остальных, например, в рабочем коллективе.

В нашем случае очень важна работа «не вообще», а с конкретными, уже реально произошедшими  с человеком ситуациями. Постепенно выходим на то, что,  Иванов, Петров и Сидоров  получают больше вознаграждения, чем наш герой (героиня),  троица пользуются уважением начальства и сотрудников, и, даже, имеют большой успех   у женщин (мужчин). Что же так беспокоит человека, когда некоторым другим так хорошо живется?

Идем дальше и «обнаруживаем», что человека задевает до глубины души внимание, почет и уважение к другим, в то время, как его самого не замечают, а то и вовсе игнорируют, как он себе думает. Исходя из описанного выше назревает прямой вопрос психолога: «Если я Вас правильно поняла, Вы стараетесь чаще молчать, не проявляете ни интереса, ни уважения к происходящему, самоустраняетесь, прячетесь от людей, или показываете такое внешнее волнение, что к Вам боязно подступиться кому бы то ни было, то не думаете ли Вы о том, что окружающие не хотят лишний раз Вас волновать, беспокоить, навязывать Вам какую-либо инициативу?».

Сейчас читают:  Как научиться себя контролировать

В ответ может прозвучать: «А почему одним все, а другим ничего? Я тоже кое-что могу, не только они…». Вот с этим материалом уже можно работать! Если психолог получает устойчивые конструктивные формулировки клиента относительно проблемы, и затем,  если с помощью психолога клиенту приходит понимание своего «особенного» поведения с окружающими, можно достаточно наглядно показать (предложить) человеку рассмотреть и обсудить вызначившуюся группу  пунктов, связанных со свободным общением. 

«А почему одним все, а другим ничего? Я тоже кое-что могу, не только они…».

Перед нами могут предстать:

  • Завышенный уровень притязаний.
  • Желание быть не как все, быть особенным.
  • Подозрительность, критичность, стремление обвинять, разоблачать.
  • Противоречивость в поведении с другими людьми (заигрывание, заискивание).
  • Постоянный анализ сказанного, сделанного, бесконечное прокручивание прошлого, сожаление о сделанном и не сделанном, боязнь осуждения.
  • Неудовлетворение потребностей в признании, любви, уважении, безопасности.
  • Желание затмить уважаемых многими людей.
  • Неумение и нежелание радоваться успехам других.

Невозможно без последствий (нежелательных) носить такой тяжелый «багаж». Мысли заняты «…какая несправедливость, зачем я это сказал в прошлый раз, что же сейчас будет…» Отсюда возникает неловкость и страхи за свой мнимый образ в моменты, когда более важным и по-человечески желательным, является «подача информации и эмоций по назначению».   

Например, сказать женщине, что она хорошо выглядит, вызваться наполнить бокал, обсудить вместе со всеми последние новости,  подать первым коллеге  руку,  в день  рождения  пожелать  что-то доброе  знакомому, порадоваться первому снегу вместе со всем коллективом, улыбнуться вахтеру, продавцу, прохожему…   В кабинете начальника достойно отчитаться о сделанном – я профессионал, я знаю как, я сделал именно то, что от меня требовалось…

Часто работа психолога с такими запросами продвигается достаточно сложно и медленно, так как настоящие стремления/устремления человека бывают глубоко скрыты, часто не осознаваемы

Прорабатывая обозначенные самим  клиентом проблемные ситуации, на его же конкретных примерах, проясняя, почему человек ведет себя именно так,  какие чувства и переживания руководят его поступками, может ли он вести себя по-другому, возможно достаточно результативно довести до человека то, что используемые им  способы общения, «особая» манера поведения при взаимодействии с другими, ни к чему хорошему привести не могут, о чем, в частности, говорит и его визит к психологу.

Сейчас читают:  О чем говорит цвет подарочной упаковки

Часто работа  психолога с такими запросами продвигается достаточно сложно и медленно, так как настоящие стремления/устремления человека бывают глубоко скрыты, часто не осознаваемы, а принятие и исправление возможных причин проблем в общении с другими, носит болезненный и трудно переживаемый характер. Здесь важную роль играет готовность человека к переосмыслению своих взглядов к происходящим с ним событиям, желание избавиться от проблем, доверие к специалисту.

Конечно, эта статья затрагивает только малую толику проблем и примеров, связанную с общением людей. Жизнь многомерна и многолика во всех своих проявлениях.

По материалам — Старостина Людмила

Злость Как решить проблему Изменить свою жизнь Способы самосовершенствования Как побороть страх и неуверенность в себе

Оставьте комментарий