Синдром АСПЕРГЕРА — причины, симптомы, терапия

Психология
Пример HTML-страницы

Синдром Аспергера — это более легкая форма детского аутизма, нарушение развития и функционирования центральной нервной системы. Впервые это состояние было описано австрийским педиатром и психиатром Гансом Аспергером. Интересно отметить, что Ганс Аспергер в детстве проявлял исключительные языковые способности, имел очень хорошую память и был одиночкой, поэтому у него самого проявлялись симптомы, над которыми он впоследствии работал как врач.

Синдром Аспергера — что это такое?

Синдром Аспергера — это легкое расстройство в спектре аутизма. Это заболевание у детей и взрослых не вызывает отклонений в умственном развитии, в отличие от детского аутизма. Синдром Аспергера и аутизм имеют общие черты, такие как социальные проблемы и замкнутость. К счастью, синдром Аспергера позволяет функционировать самостоятельно.

Взрослых с синдромом Аспергера часто считают экстравертами, людьми, замкнутыми в своем мире и концентрирующими все свое внимание только на своих увлечениях/хобби. Для сравнения, дети с аутизмом, как правило, демонстрируют низкий коэффициент интеллекта, что является препятствием для обучения речи. Синдром Аспергера — это заболевание, которое чаще встречается у мальчиков. Лечение основано главным образом на поведенческой и когнитивной терапии.

Пример HTML-страницы

Синдром Аспергера также связан с таким состоянием, как синдром саванта. Это означает, что IQ пациента низкий, но, тем не менее, он обладает умственными способностями в определенной области, чтобы считаться гением. Пациенты с синдромом саванта проявляют способности в таких областях, как: математика, искусство и музыка.

Причины синдрома Аспергера

Синдром Аспергера не является наследственным заболеванием, но можно унаследовать некоторые тенденции к расстройствам аутистического спектра. На самом деле, причины этого заболевания до конца не объяснены, но существуют различные точки зрения на его происхождение:

  • Аутистические расстройства могут быть следствием различных заболеваний, включая токсоплазмоз, цитомегаловирус, ветряную оспу, коэлиакию или краснуху, приобретенные во время внутриутробной жизни;
  • перинатальной травмы на стадии внутриутробной жизни;
  • факторы, связанные с беременностью и родами, такие как: индуцированные роды, невынашивание или переношенная беременность, роды при ягодичном предлежании, низкий вес при рождении;
  • биогенетическая предрасположенность, которая приводит к развитию аутистического поведения под влиянием неблагоприятных воздействий окружающей среды;
  • проблема тяжелых металлов в организме;
  • генетическая мутация хромосом: 3, 4, 7 и 11;
  • повреждение центральной нервной системы;
  • нарушения биохимических и нейрохимических процессов в головном мозге, включая нарушения обмена серотонина;
  • тяжелые поствакцинальные реакции;
  • инфекции головного мозга;
  • Возраст отца (больше шансов у детей отцов старше 40 лет).

Из-за отсутствия четкого ответа на вопрос, откуда берется синдром Аспергера, в настоящее время он признан многофакторным расстройством нейроразвивающего характера. Другие расстройства аутистического спектра лечатся аналогичным образом. Благодаря такому подходу к явлению, влияние таких факторов, как физическая травма, ошибки в воспитании или фригидность со стороны матери, исключалось.

См. также: ПРОКРАСТИНАЦИЯ — что это такое простыми словами. Как бороться с прокрастинацией

Синдром Аспергера — симптомы

Симптомы синдрома Аспергера менее выражены, чем ранний детский аутизм. Заболевание обычно диагностируется между 3 и 8 годами. Синдром Аспергера характеризуется различными нарушениями, которые могут включать:

  • нарушение социального взаимодействия,
  • отсутствие эмпатии,
  • отсутствие желания сотрудничать или неспособность сотрудничать в группе,
  • трудности в общении,
  • проблемы с формированием эмоциональных связей,
  • проблемы с поиском друзей,
  • ограниченное невербальное общение (скудные жесты, ограниченная мимика, отсутствие зрительного контакта, физическая дистанция),
  • нарушения речи,
  • язык педантичен, совершенен, но в то же время есть ограничения в понимании метафор, скрытых смыслов,
  • поведение является рутинным, заученным, повторяющимся (даже самые простые действия следуют установленному образцу),
  • нарушения сенсорной интеграции (слишком высокая или слишком низкая чувствительность к звуку, свету, температуре),
  • узкий, специализированный интерес к одной области,
  • проблемы с использованием правильных личных местоимений,
  • иногда, не всегда, также наблюдается ограниченная подвижность и неуклюжесть.

Синдром Аспергера — это гетерогенное состояние, и перечисленные выше симптомы не обязательно проявляются у каждого человека с этим расстройством. Эти симптомы и поведение проявляются в различных комбинациях и с разной степенью тяжести. Большинство из этих симптомов, наблюдаемых у ребенка, сохраняются и в подростковом возрасте. Ранняя диагностика синдрома Аспергера и проведение терапии дают шансы на развитие большей независимости и улучшение качества жизни во взрослой жизни.

Для того чтобы диагностировать синдром Аспергера на ранней стадии, при первых симптомах необходимо обратиться к врачу.

Синдром Аспергера у взрослых

Синдром Аспергера связан с расстройством, диагностированным у детей, с симптомами которого можно справиться с помощью соответствующей терапии и упражнений, облегчающих социальное функционирование во взрослой жизни. Однако это легкое аутистическое расстройство не всегда диагностируется в детстве. Особенно в прошлом, симптомы игнорировались, и болезнь часто не диагностировалась.

Пример HTML-страницы

Диагностика синдрома Аспергера у взрослых может быть проблематичной, и из-за совпадения определенных симптомов может быть поставлен другой психиатрический диагноз. Синдром Аспергера у взрослых дает такие же симптомы, как и у детей, но они могут проявляться по-другому. Эти симптомы обычно следующие:

  • проблемы с приобретением новых друзей и сохранением старых,
  • иметь необычное хобби (обычно связанное с науками),
  • отсутствие способности поддерживать разговор,
  • нарушение процедурной памяти (проблемы с рефлекторным выполнением обычных задач, напр. одевание),
  • обсессивно-компульсивное расстройство — характеризуется, например, тем, что частое мытье рук или навязчивый подсчет собранных предметов,
  • ритуализации поведения,
  • аномальное восприятие сенсорных стимулов (это, конечно, встречается реже, чем у людей с аутизмом),
  • необычные пищевые привычки (например расстройство пищевого поведения), что может привести к снижению массы тела,
  • агрессия — симптом, который трудно оценить, он не характерен для синдрома Аспергера (встречается и у детей).

Взрослые с синдромом Аспергера могут также страдать от различных сопутствующих расстройств, включая депрессию, манию, тревожные расстройства или шизофрению.

См. также: Генерализованное тревожное расстройство — что это такое?

Синдром Аспергера — тест

Синдром Аспергера отличается от детского аутизма тем, что его нарушения имеют гораздо более мягкую форму. Возникающие симптомы могут варьироваться по степени тяжести от очень малозаметных (связанных скорее с личностью) до очень тяжелых. Адекватное развитие речи и лучшая адаптация в обществе означают, что синдром Аспергера часто вообще не заметен.

Синдром Аспергера, как и другие расстройства аутистического спектра, является пожизненным заболеванием. Наиболее ярко это проявляется в подростковом возрасте. Однако позже, по мере развития личности, симптомы могут изменить свою форму, часто даже полностью исчезнуть.

Синдром Аспергера диагностируется гораздо чаще, чем детский аутизм, но из-за меньшей выраженности симптомов его редко диагностируют до начала школьного обучения. Только когда возникают трудности в обучении и сложности в установлении отношений со сверстниками, начинают искать причины и профессиональную помощь. Синдром Аспергера обычно диагностируется такими специалистами, как: психолог, психиатр, логопед, специальный педагог.

Синдром Аспергера — Методы терапии

Для лечения синдрома Аспергера используется ряд методов лечения, выбор которых зависит от особенностей пациента. Выбор подходящей формы терапии всегда следует согласовывать со специалистом.

Пример HTML-страницы

Ниже перечислены методы лечения.

  1. Поведенческо-когнитивная психотерапия утверждает, что поведение человека зависит от того, какие эмоции он испытывает и что думает. Этот метод направлен на изменение мышления пациента, как в отношении себя, так и в отношении других людей и окружающего мира. Специалисты помогают избавиться от устоявшихся шаблонов мышления и меняют взгляд на окружающий мир.
  2. Классы сенсорной интеграции (IS) — посвящены детям, которым помогают противостоять сенсорным аномалиям и правильно анализировать поступающие раздражители. Для этого используются различные типы объектов в виде: качели, гамаки, батуты, мячи, подвесные платформы и материалы разных цветов и фактур для стимуляции органов чувств. Этот метод лечения направлен на улучшение двигательной координации ребенка.
  3. Тренинг социальных навыков (TUS) предназначен для детей и молодых людей. Во время таких занятий они учатся определенному поведению в определенных ситуациях, например обсуждать, заводить новых друзей или высказывать критические замечания.
  4. Когнитивная терапия основана на тезисе о том, что человеческие существа развиваются в соответствии с определенными и повторяющимися периодами, и что развитие у людей с синдромом Аспергера связано с дисгармонией. Терапия направлена на поддержку человека с синдромом Аспергера, на помощь в восстановлении его основных функций, чтобы он мог продолжать правильно развиваться. Большое внимание уделяется роли направляющего терапевта, задача которого — принять, а не навязать определенные модели поведения, требуемые обществом, которые редко учитывают потребности человека.
  5. Поведенческая терапия предполагает изменение текущего поведения на то, которое желательно в обществе. Обучение такому поведению основано на поощрениях и наказаниях (больше поощрений — больше мотивации). Терапия заключается в применении поведенческих методов, призванных помочь человеку с синдромом Аспергера правильно функционировать среди людей и выполнять повседневные действия. Поведенческая терапия учит только механическому поведению, она не учит пониманию потребностей и намерений другого человека. Недостатком этого метода является схематизм, так как не все модели поведения будут применимы во всех ситуациях.

Видео: Люди с синдромом Аспергера | Неудобные вопросы

YouTube видео

Рекомендуемые статьи:

Пример HTML-страницы
Поделиться с друзьями
Анна Валеева

Здравствуйте. Меня зовут Анна. Я начинала работать как писательница по вопросам женского здоровья, создавая материалы для различных сайтов о здоровье и женской красоте. Имею опыт написания и редактирования материалов для интернет-портала для молодых мам.

Оцените автора
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Журнал Амром
Добавить комментарий